![]() |
Главная | О компании | Новости | Обучение | Обратная связь | Форум |
ABACUS Financial ABACUS Builder ABACUS Professional
|
Реализация налогового и бухгалтерского учета в рамках единой информационной системы
Прошедший год ознаменовался вступлением в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), регламентирующей порядок отчисления налога на прибыль и ведения налогового учета. Понятие учета в целях налогообложения было введено впервые в мире. Таким образом, с введением в действие гл. 25 НК РФ произошло окончательное разделение бухгалтерского и налогового учета. Налицо прецедент, когда бухгалтерский и налоговый учет начинают различаться сразу после того, как появляется первичный документ. То есть, на основании этого документа должен вестись бухгалтерский учет с бухгалтерской отчетностью и независимо от него налоговый учет с налоговой отчетностью, при этом данные бухгалтерского и налогового учета никак между собой не связаны. Это ведет фактически к разделению учетных процедур и устанавливает собственные правила учета хозяйственных операций, применяемые при исчислении налогов. В связи с этим у предприятий и организаций возникла необходимость ведения налогового одновременно с бухгалтерским учетом.
В связи с тем, что большинство хозяйственных операций имеют в бухгалтерском и налоговом учете одну сумму и одну дату признания доходов или расходов, а также с целью оптимизации работы пользователей, разработчики программного комплекса ABACUS Professional пошли по пути ведения бухгалтерского и налогового учета в одной и той же базе данных. Исходя из того, что в налоговом учете регистрация хозяйственных операций не ведется в системе двойной записи, налоговый учет не имеет плана счетов. Однако, ABACUS Professional, как бухгалтерский комплекс, основан на системе проводок и двойной записи. Если сумма и дата признания бухгалтерской проводки соответствуют сумме и дате признания доходов либо расходов в налоговом учете, то эта проводка может быть принята в целях налогового учета. Необходимость дополнительных записей возникает в те моменты, когда сумма, либо дата признания бухгалтерской проводки отличается от правил налогового учета. В этих случаях для налоговых записей можно использовать специально введенные забалансовые счета. Для того, чтобы разделить проводки, суммы которых учитываются в бухгалтерском и налоговом учете, и проводки, суммы которых учитываются только в налоговом, либо только в бухгалтерском учете, в рамках программного комплекса ABACUS Professional разработан справочник для формирования налогооблагаемой прибыли (НОП). Справочник категорий НОП предназначен для присвоения проводкам кодов доходов и расходов, учитываемых при формировании налоговой базы для расчета налога на прибыль согласно главе 25 НК РФ и изменениям к ней, введенным Федеральным законом от 29.05.2002 №57-ФЗ. Суммы проводок будут участвовать в формировании налоговой базы только в том случае, если они имеют привязку к коду из справочника категорий НОП. Структура справочника построена таким образом, что все элементы изначально "разбиты" по видам реализации, при этом отдельно вынесена внереализационная часть. Далее каждый вид дробится на доход (выручку) и расходы, которые, в свою очередь, разбиты по видам. Тот вариант справочника НОП, который поставляется пользователю с версией ABACUS Professional, предназначен только для просмотра, он закрыт от корректировки и модификации для всех категорий пользователей, кроме пользователя, имеющего код доступа системного администратора. Однако, в связи с тем, что у каждого налогоплательщика сформирован свой, вполне определенный, перечень доходов и расходов, который, как правило, меньше полного перечня в справочнике НОП, для удобства имеет смысл оставить в Вашем справочнике только те виды доходов и расходов, с которым пользователь будет в дальнейшем работать. Работа по закрытию для просмотра отдельных ветвей и элементов справочника производится системным администратором. Предусмотрена процедура удаления из экранной формы неиспользуемых элементов справочника, или целых веток элементов. Если для ведения налогового учета нужна более глубокая детализация элементов справочника, то пользователь может добавить дополнительный нижний уровень ветки справочника и создать на нем необходимое количество элементов. Если в процессе работы выяснится, что какие-то введенные Вами элементы не требуются для налогового учета, то их можно удалить. В целях избежания некорректных действий пользователя, для элементов, коды которых применялись для кодирования проводок, будет выдано сообщение, запрещающее удаление элемента. Поле "Шифр" в описании элемента справочника можно использовать для альтернативной группировки кодов доходов и расходов, например, можно отметить общим шифром все расходы по типу "Материальные". Если в справочнике недостаточно шифров для группировки показателей, либо названия шифров не удовлетворяют пользователя, можно добавить новое значение шифра, либо откорректировать уже имеющееся. Для того чтобы необходимая сумма вошла в налоговую базу в качестве суммы дохода (выручки) или расхода, принимаемых к учету при расчете налога на прибыль, необходимо в соответствующей проводке указать код из справочника НОП. Присвоение кодов из справочника может производиться либо для одной конкретной проводки, либо сразу для группы проводок, выбранных по определенному критерию. Фактически код из справочника НОП является дополнительным аналитическим параметром, который используется при формировании Регистров налогового учета. Признаки "Бухгалтерский учет" и "Налоговый учет" имеют смысл только в сочетании с кодом из справочника НОП и используются исключительно для заполнения Регистров налогового учета. С учетом этих кодов Вы получаете возможность характеризовать любую статью дохода и расхода с точки зрения налогового учета, бухгалтерского учета, а также определить сумму отклонения бухгалтерской оценки статьи от ее налоговой оценки. Если необходимо присвоить один и тот же код из справочника НОП одновременно нескольким уже имеющимся проводкам, суммы которых участвуют в создании налогооблагаемой базы, производится групповая привязка проводок к справочнику НОП. Можно использовать настройку, которая позволяет во вновь формируемых проводках по умолчанию признаки "в бухгалтерский учет" и "в налоговый учет" заполнять сразу. Для непрерывного ведения налогового учета требуется предусмотреть в плане счетов бухгалтерского учета дополнительные забалансовые счета, которые будут участвовать в формировании проводок по налоговому учету. Наиболее ярким примером использования забалансовых счетов может служить учет выручки от реализации продукции, товаров, услуг. Сумма реализации, которая относится на счет "Продаж", содержит НДС, а исходя из положений главы 25 НК РФ, доходы от реализации принимаются без учета НДС. В этом случае удобно использовать забалансовый счет учета НДС, на который кодируется проводка "Сторно" с суммой НДС. Таким образом, в налоговый учет попадет величина, равная разнице суммы реализации и величины НДС. Также забалансовые счета применяются в системе ABACUS Professional для организации налогового учета амортизируемого имущества. Для организации налогового учета амортизируемого имущества предусмотрено создание связанных инвентарных карточек налогового учета. При приобретении новых объектов амортизируемого имущества связанная карточка налогового учета формируется автоматически. После создания налоговой карточки имеется возможность откорректировать ее, если какие-либо показатели отличаются от аналогичных показателей в бухгалтерской карточке. Для амортизируемого имущества, приобретенного до 01 января 2002 года, предусмотрена процедура формирования связанных налоговых карточек. Эта процедура называется "Конвертацией карточек для налогового учета". Формирование регистров налогового учета осуществляется при помощи ведомостей аналитического учета по справочнику НОП. Для удобства формирования сводных регистров налогового учета в разделе "Налоговые документы" предусмотрена процедура выбора налоговых регистров При формировании регистра "Расчет результата от реализации объектов ОС" достаточно указать корреспондирующие счета, на которые проводятся суммы доходов от реализации амортизируемого имущества в целях налогового учета и расходы, связанные с реализацией этого имущества. Для формирования печатной формы налоговой декларации достаточно ввести начальную и конечную даты отчетного периода. В программе предусмотрена возможность корректировки показателей печатной формы. Принцип работы программного продукта достаточно прост и благодаря этому весьма удобен. В течение отчетного периода совершаемые операции, оформляемые первичными документами бухгалтерского учета, стандартным образом отражаются в налоговом учете. Бухгалтерский и налоговый учет решают самостоятельные задачи и регулируются соответствующими нормативными базами. Современная бухгалтерская практика показывает, что использование в учете разрозненных баз данных для ведения бухгалтерского и налогового учета резко повышает трудоемкость процесса и неизбежно влечет за собой массу ошибок. Если данные рассчитаны некорректно, то представители налоговых органов будут вправе наложить на предприятие штраф и обязать уплатить пени. Чтобы избежать этого, предпринимателю необходимо правильно учитывать свои доходы и расходы. Программный продукт ABACUS Professional лишен подобных недостатков благодаря применению дифференцированного подхода к порядку формирования и представления бухгалтерской и налоговой отчетности в рамках единой системы учета и является наиболее оптимальным вариантом при интенсивном документообороте на предприятии. Подход, реализованный в программном комплексе ABACUS Professional, позволяет решать задачи учета на предприятии в едином информационном пространстве.
![]() |
|
|
||